Введение
В течение последних лет муниципальное бюджтное общеобразовательное учреждение «Барановская средняя общеобразовательная школа» неоднократно входило в перечень общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты. Данный факт вызвал необходимость разработки концепции развития школы.
Концепция развития является стратегическим документом, определяющим развитие школы на ближайшую перспективу до 2023 года.
Концепция развития разработана в рамках реализации проекта по организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся. Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Нормативными основаниями разработки концепции развития стали следующие документы:
1. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 07.05.2018 года № 204.
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Паспорт федерального проекта «Современная школа». 5. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся (в соответствии с паспортом федерального проекта «Современная школа»).
6. Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке «О реализации проекта по организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, в Смоленской области» от 10.02.2021 года № 90-ОД.
7. Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке «Об утверждении плана-графика («дорожной карты») реализации проекта по организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, в Смоленской области» от 16.03.2021 года № 189-ОД.
8. Устав МБОУ «Барановская СОШ».
Переход школы в эффективный режим работы обусловлен устранением рисков в образовательной деятельности и оптимизацией условий по оранизации образовательного процесса Миссия школы - обеспечение получения основного общего образования каждым учеником на максимально возможном для него уровне.
Целью концепции развития является повышение качества образования в МБОУ "Барановская СОШ" счет снижения доли обучающихся с рисками учебной неуспешности, повышения мотивации школьников к учебной деятельности, повышения профессионального мастерства педагогов.
Анализ текущего состояния, описание ключевых рисков развития ОО
МБОУ «Барановская СОШ» (далее - школа) является общеобразовательной организацией, расположенной в сельской местности. В школе обучаются дети, проживающие на территории Барановского сельского поселения, города Сафоново, воспитанники Сафоновского детского дома- интерната. Школа реализует основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Обучение ведётся в одну смену. Школа работает по графику пятидневной рабочей недели. Начало занятий в 9-00.
В школе 11 классов – комплектов, количество обучающихся составляет в пределах 110-115 человек.
Школа работает в сложных социальных условиях, отражающихся на уровне качества освоения учащимися основных общеобразовательных программ.
МБОУ «Барановская СОШ» расположена в д. Бараново Сафоновского района Смоленской области. На протяжении последних лет социально-экономическая ситуация на территории, закрепленной за школой, остается сложной. Закрытие основных предприятий и ликвидация совхоза привели к росту доли безработного населения. Многие жители деревни находятся в сложных социальных условиях. Большинство проживающего работоспособного населения вынуждено искать работу в г. Сафоново и г. Москве, поэтому дети часто остаются без присмотра и заботы со стороны родителей.
МБОУ «Барановская СОШ» имеет очень неоднородный контингент обучающихся. На данный момент из 110 учащихся 40 - это дети воспитанники детского дома-интерната. По социальному статусу они из различных семей: многодетных, неполных, неблагополучных, «группы риска», часто неустроенных в быту. В то же время в школе обучаются дети из семей, имеющих высокую мотивацию к получению их детьми качественного образования.
Сложная социально-экономическая ситуация на территории, закрепленной за школой, влияет на социальный статус семей обучающихся. В среднем три четверти всех семей – малообеспеченные, около одной пятой – семьи, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Родители заняты материальным обеспечением семей и, в большинстве своем, пассивно относятся к вопросам обучения детей.
Неблагополучие в семье, отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту, нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей, неправильные методы воспитания, завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка способствуют тому, что эти обучающиеся имеют низкий уровень мотивации, что часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Большинство из этих детей испытывают чувство тревожности, затруднения в общении, отличаются качествами, блокирующими успешное межличностное взаимодействие. Количественные показатели контингента обучающихся и социального состава семей за 2020 год представлены ниже:
количество учащихся в школе – 110;
из них: учащихся начальной школы – 46;
выпускников 9-х классов – 5;
выпускников 11-х классов – 3;
количество опекаемых детей – 1;
количество детей находящихся на индивидуальном обучении – 1;
количество детей состоящих на учете в ПДН – 1;
количество детей состоящих на ВШК– 3;
воспитанники детского дома-интерната – 40.
Сведения о семьях:
количество неблагополучных семей – 2, в них учащихся – 3;
количество малообеспеченных семей – 16, в них школьников – 20;
количество многодетных семей – 10, в них школьников –19;
количество неполных семей – 24, в них школьников – 28;
количество семей, где родители инвалиды – 1;
количество семей получающих пособие по потере кормильца – 5, в них школьников – 6.
Таким образом, в школе обучается более 65% учащихся с рисками учебной неуспешности.
Педагогический коллектив
Педагогический коллектив МБОУ «Барановская СОШ» состоит из 13 педагогов. Все педагогические работники имеют высшее образование, 5 учителей с высшей квалификационной категорией, 7- с первой, 1 - соответствует занимаемой должности. В целях выявления причин низких образовательных результатов в школе у всех педагогов проведена онлайн-диагностика профессиональных затруднений с использованием ресурса компании Яндекс «Яучитель» 3.0. Результаты тестирования выявили недостаточную компетентность по следующим показателям: цифровые компетенции педагога – у 20% учителей; формирование функциональной грамотности учеников – у 30% педагогов; работа с трудным поведением – у 40% учителей; компетенции успешного современного учителя –45%. Таким образом, еще одной причиной существенно влияющей на низкие образовательные результаты недостаточная профессиональная компетентность педагогов. Результаты образовательного процесса
Уровень образования 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Успеваемость/Качество Успеваемость/Качество Успеваемость/Качество
Начальное
общее образование 95,4/44,4 94,4/41,2 96,3/44,4
Основное общее образование 97,5/30 92,9/28,6 90,4/21,2
Среднее общее образование 100/50 100/50 83,3/50
Представленные данные свидетельствуют о стабильных результатах обучения в начальной и старшей школе и отрицательной динамике качества образования в основной школе. Результаты государственной итоговой аттестации в МБОУ «Барановская СОШ» в сравнении с региональными и муниципальными заметно ниже, что обусловливает необходимость повышения качества образования в целом.
Для осуществления образовательной деятельности в школе имеются 10 учебных кабинетов, в том числе специализированные кабинеты информатики, спортзал, открытая баскетбольная и волейбольная площадки, футбольное поле, полоса препятствий, актовый зал, музейный уголок.
Для организации образовательного процесса в школе имеется следующая компьютерная техника:
Наименование средств материально-технического оснащения-Количество
Компьютеры-6
Ноутбуки-6
Мультимедийные проекторы-3
Интерактивные доски-3
Сканеры-1
Многофункциональные устройства-2
Принтеры-2 .
Имеется доступ в Интенет. Скорость доступа к сети Интернет составляет до 50Мбит/с позволяет школе принимать участие в видеоконференциях, веб-семинарах и других дистанционных мероприятиях, работать с электронными программами. Для блокирования ресурсов, не имеющих отношения к образовательным, используются средства контентной фильтрации. Таким образом, анализ текущего состояния школы свидетельствует о наличии двух ключевых рисков в образовательной деятельности школы:
1. Недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников
2. Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности.
Цели и задачи развития образовательной организации
Проведя анализ текущего состояния школы, можно сделать вывод о необходимости преодолеть 2 риска:
1. Недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников
2. Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности.
Исходя из этого целями и задачами развития школы на 2021-2023 годы станут:
1.Цель Создание к 2023 году системы непрерывного профессионального развития и роста профессиональной компетентности педагогических кадров, за счёт повышения предметных и методических компетенций педагогических работников, совершенствования форм, методов и средств обучения
Задачи:
1) Провести диагностику профессиональных компетенций педагогов
2) Составить индивидуальные планы повышения квалификации для педагогов;
3) Прохождение педагогами курсов повышения квалификации и ликвидация пробелов в компетенциях.
2. Цель Снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности к 2023году за счет создания условий для эффективного обучения и повышения мотивации школьников к учебной деятельности.
Задачи:
1. Проведение диагностики с целью выявления обучающихся с рисками учебной неуспешности.
2. Организация индивидуальной педагогической и психологической поддержки для учащихся из группы риска.
3. Составление индивидуальных учебных маршрутов для учащихся из группы риска.
4. Прохождение обучающимися индивидуальных учебных маршрутов с целью ликвидации пробелов в знаниях.
Мероприятия по достижению целей развития
Для преодоления риска «Недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников» будут использованы следующие меры и мероприятия:
1. Диагностика профессиональных компетенций педагогов.
2. Составление индивидуальных планов повышения квалификации для педагогов.
3. Прохождение педагогами курсов повышения квалификации и ликвидация пробелов в компетенциях.
4. участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
Для преодоления риска «Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности» будут использованы следующие меры и мероприятия:
1. Проведение диагностики с целью выявление обучающихся с рисками учебной неуспешности.
2. Организация индивидуальной педагогической и психологической поддержки для учащихся из группы риска.
3. Составление индивидуальных учебных маршрутов для учащихся из группы риска.
4. Прохождение обучающимися индивидуальных учебных маршрутов с целью ликвидации пробелов в знаниях.
Лица, ответственные за достижение результатов
Ответственность за выполнение концепции развития возлагается на директора МБОУ «Барановской СОШ» А.Ю. Скакунова.
Ответственность за достижение цели «Создание к 2023 году системы непрерывного профессионального развития и роста профессиональной компетентности педагогических кадров, за счёт повышения предметных и методических компетенций педагогических работников, совершенствования форм, методов и средств обучения» возлагается на заместителя директора по учебно- воспитательной работе Феоктистова В.А.,
за достижение цели «Снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности к 2023году за счет создания условий для эффективного обучения и повышения мотивации школьников к учебной деятельности» - на заместителя директора по воспитательной работе Пантелееву С.В.