Инклюзивное обучение (Доступная среда)
Инклюзивное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.
Инклюзивное обучение в образовательных учреждениях является приоритетным по сравнению с обучением в специальном образовательном учреждении. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции (на домашнем обучении или в специальном образовательном учреждении) может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса.
Инклюзивное обучение организуется посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) образовательного учреждения общего образования.
В ходе обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации.
Условия для таких детей создает программа "Доступная среда". В рамках ее реализации в школе проводится работа по созданию специальных условий. Особое внимание в данной программе уделяется детям-инвалидам. Учебные кабинеты, библиотека, спортивные залы и стадион школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Доступ в здания школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью стационарного и переносного пандуса. Помещение библиотеки и столовой оборудовано для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Все кабинеты школы имеют доступ к информационным системам, официальный сайт имеет версию для слабовидящих. В кабинетах имеется в наличии специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В Конституции Российской Федерации и Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируют Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Поручения президента Российской Федерации от 17.04.2009 № ВП-П13-6734 о мерах по реализации основных положений Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009, Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» |